Мы – дети детей Победы.
Мы кисточкой осторожно
Снимаем наветы с круга
Наивных времён, когда
И радости все, и беды
Делились, - и было можно
Рассчитывать друг на друга,
А прочее – ерунда!(с)
Когда со мной случилась дорогая эскадрилья, я уже была неплохим вокалистом: 2,5 года играла в музыкальном театре "ТеНер". О театре я еще напишу. Пока скажу, что он научил серьезному, "взрослому" пению. Мне часто советовали учить романсы, но белые акации, очаровательные очи и милые други вызывали у меня зевоту. Куда больше нравились песни, которые звали в бой. Или рассказывали о трудных временах и победах. Или были веселыми, но боевыми. Наверное, это и определило мою дальнейшую судьбу.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/8/3/3183590/86769142.jpg)
В тот вечер я собиралась на игру по следствию над декабристами. На дворе стоял октябрь, но вдруг резко похолодало, пошел снег. Этот "привет декабрю" казался нереальным, почти сном. Завороженная им, я доехала до станции и встретила незнакомых людей. В них я сразу и безошибочно узнала попутчиков (не спрашивайте, как незнакомцы понимают, что едут на одну и ту же игру. Не знаю). Сейчас уже не помню, кто там был, но Комэска и Комиссара - Фирнвен (Тас) и Нинквэ - я запомнила сразу. Мы ехали вместе - сначала в такси, потом на вездеходе. О чем-то говорили, обсжудали погоду, которая "вролилась...." Впрочем, детали давно стерлось из памяти. Да и не важно это. Важно, что от ребят веяло чем-то надежным, цельным, неуловимо родным.
Потом была игра - сильная и хлесткая. После нее я ощутила катарсис и неподдельную боль от того, что "погибло дело". Надо было срочно выпить и поговорить. И как-то так вышло, что мы с моими попутчиками снова оказались рядом. Говорили об игре, пели песни, оказалось, что тема Великой Отечественной для всех близкая и родная... Кончилось все тем, что с утра я проснулась и вспомнила: я обещала прийти к ним в хор военной песни "Вторая Поющая" (как эскадрилья из фильма "В бой идут одни старики"). И хотя здравый смысл подсказывал, что "куда тебе еще один проект, у тебя театр", слово я сдержала.
читать дальше
С тех пор два раза в неделю я ездила в Реутов на спевки. Собирались мы дома у Тас и Никнвэ. На спевках было удивительно тепло и уютно. При этом мы действительно работали - разучивали песни, повторяли, приноравливались друг к другу (если вы пели в хоре, вы меня поймете). Просто мы были единомышленниками, которых объединяла любовь к тому что мы делали. Впрочем, дело не только в любви к "песням героических 40-х годов". В каждом из нас зрела генетическая память. Оказывается, во мне она тоже сидела все это время, как осколок, и "Поющая" ее разбудила. Конечно, мы не могли быть там. Но "эхо прошедшей войны" отзывалось в каждом из нас. И эту память надо было оберегать. Хотя бы читать стихи и петь песни - этого уже немало.
А песни были самые разные. Кроме хрестоматийных - "Эх, дороги", "Катюши", "Землянки" - были и редкие песни. На спевках я узнала "Партизанскую бороду", "Партизанскую тихую", "Балладу о военных летчицах" и, конечно", "Балладу о ледовой трассе", которая с моей легкой руки вошла в театральный репертуар. Особым открытием была "Злая Катюша" ("Разлетались головы и туши..."). Но самым важным, наверное, было отсутствие пафоса. Он может убить даже прекрасное, сделав его холодным и мертвым. Наши же ребята пели эти песни - даже самые героические - просто. Как будто рассказывали историю для самых обыкновенных людей. В концертах песенные номера перемежались стихами Друниной, Наровчатова, Межирова, других авторов. Были и короткие сценки, в которых всегда было место шутке. От этого постановки становились еще более живыми и настоящими.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/8/3/3183590/86769156.jpg)
Я слушала рассказы ребят о "боевых вылетах" - концертах в областных домах престарелых и библиотеках. Узнавала о трудностях добиралова, курьезных и не очень ситуациях. Впервые услышала об "эскадряни" - теплое темное пиво с маслом, для голоса (действительно редкая дрянь, но прогревает хорошо). Я слушала, ждала своего первого вылета. И дождалась.
В 2015 году друг наш Лоссэ доставлял гуманитарную помощь на Украину. И предложил нам съездить в Луганск, выступить перед мирным населением. Идея казалась рискованной (ведь там настоящая война), но ее поддержали. 31 апреля мы стартовали.
Странно было ехать в место, о котором только читал, где жили и умерли участники "Молодой Гвардии". Никогда и нигде я не видела таких бескрайних зеленых полей, ослепительного звездного небо, огненно-красных тюльпанов... И рядом с этой красотой - разрушенные обстрелами дома. На балконе дома, куда мы зашли умыться - аккуратные дырочки, следы обстрела. Но люди! Светлые, неунывающие, бесконечно гостеприимные. В моей жизни были и другие выступления, но, наверное, нигде нам так не радовались. После концерта нам подарили огромную коробку конфет, собранную "с мира по нитке" - и мы не смогли отказаться. Не смогли отказаться и от кулеша, которым нас угостили; сделай мы так, смертельно обидели бы хозяев. Этот контраст между неподдельной радостью жителей города и его разрушенным "лицом" поражал и отдавался болью. На обратной дороге, в газели, я расплакалась и долго не могла остановиться. Но это были хорошие слезы. И хороший, настоящий урок мужества. Первый в жизни.
(потом я узнала, что во время нашего концерта был обстрел. Но это было потом.)
Была и другая поездка в ЛНР - в этот раз уже на линию фронта. Здесь разница между сердечностью жителей и разрушениями была еще более разительной. Это было страшно, но, наверное, нужно для того, чтобы получить еще один урок мужества - более жесткий и болезненный. С той поездки остался засохший лепесток тюльпана с клумбы у разрушенного дома...
![](http://static.diary.ru/userdir/3/1/8/3/3183590/86769158.jpg)
Были, конечно, и более мирные вылеты - библиотеки, ДК "Восток". Влитые в горло кружки "эскадряни" (какой май без простуды и хрипоты?), торопливое переодевание в форму, "Комиссар, сделай мне складки не спине, не успеваю...." И, конечно, бесконечные отжиги с репетиций:
-А сейчас поем "Воинство окрестного ква" ("Воинство окрестного квартала", то есть "Вспомните, ребята...");
-"Чтобы руку поднял Сталин, ну а ногу чтобы нет" (в оригинале "посылая нам привет");
-С бородой, а молодат" ("Молодой, а бородат", "Партизанская борода.")
И многое, многое другое.
В этот карантин была ВК-трансляция с песнями из репертуара. И нэто было правильно. Потому что память была, есть и будет. И все, что мы можем - хранить ее. Пусть даже в песнях, потому что "все преходяще, а музыка вечна". Тас, Нинквэ, Кано, Айриэн, Асмела, Хэлле, все остальные - будем жить!P.S. А вот это одна из самых удачных постановок "Поющей". Меня там, правда, не было, но все равно посмотрите - оно того стоит:
- часть 1
www.youtube.com/watch?v=1ObFDUwD7zA- часть 2
www.youtube.com/watch?v=EgT3-g1eFXc- часть 3
www.youtube.com/watch?v=hHFRuHmNisw- часть 4
www.youtube.com/watch?v=4nGBh6UkWfk
Еще полетаем вместе!
Дюнка, спасибо, даже не представляешь, как это важно. Конечно, буду продолжать, у меня даже план есть (правда, следую ему нетвердо, про некоторые вещи все еще очень тяжело писать).
Как бы не писались биографические истории, главное, чтобы продолжались
Я не всегда могу придти со словами, потому что-то тронуть страшно, ранить по нечаянности. Но я рядом.
Спасибо
Биографические истории, они как мозаика или паззл — нужный кусочек рано или поздно встанет на свое место.